Рассмотрим еще один художественный прием, который существовал до появления перспективы - аспективу.
Если явление перспективы и перспективные построения в изобразительном искусстве основываются на "далевой", глубинной "зрительной установке", то аспектива, напротив, исходит из тактильных, осязательных ощущений, рождающихся от рассматривания объекта вблизи, "ощупывания" его взглядом со всех сторон. Аспективное восприятие позволяет мысленно абстрагировать объект изображения от окружающей свето-воздушной среды и моделировать его форму, текстуру, окрашенность независимо от этой среды и от других объектов. Аспективный метод в целом характерен для античного искусства, в особенности античной живописи. Классическим примером аспективного изображения является фреска "Альдобрандинская свадьба".
Вернемся к знаменитой фреске Леонардо да Винчи.
Крупный передний план картины - стол, Иисус и двенадцать апостолов не вписываются в общую концепцию перспективы картины. Они скорее изображены в противоположной технике - аспективе, основанной на ощущениях, рождающихся при рассматривании объекта вблизи. Соединив две противоположные техники, перспективу и аспективу, гениальный Леонардо да Винчи создал столь убедительный эффект реальности происходящего. И оставил вдали вполне объемный и реальный, но второстепенный остальной мир.